Жарких Юрий родом из села Гремячье, Рамонского района, Воронежской области (смотри здесь...)  Давно уже живёт на Украине, в небольшом городке. С юных лет любит рояльную гармонь.

 Каждый его рассказ погружает нас в атмосферу русской деревни середины прошлого века.  Он передаёт нам своё видение традиций, уклада, культуры и делает это с большой теплотой к тому времени и к тем людям.     

 

На этой страничке публикует свои рассказы Юрий Жарких.


 

Деревенский хлеб

 

                          "...пусть люди читают,

чтобы не забывали кто они и откуда."

 

  Сейчас, во времена Макдоналсов и супермаркетов, трудно себе представить, что такой продукт как хлеб, нужно было печь, а не покупать в магазине. С первого взгляда - это очень неудобно и отнимает много времени, особенно с точки зрения молодого поколения. С другой стороны, не даром получают широкое распространение различного рода электрические хлебопечки и мультиварки. С чего бы это? Гораздо проще пойти в ближайшую закусочную и заказать БигМак. Видно, все-таки люди приходят к пониманию, что кроме простого насыщения, должно быть что-то еще, что-то более духовное, что объединяет и сплачивает семью, а может и всю нацию. Достаточно обратить внимание на другие народы, особенно восточные, они свято  чтут свои традиции, уважают старших, не обижают женщин и детей. Понятие семья там свято. На высоте взаимопомощь и взаимовыручка. Может быть, это является результатом того, что люди часто собираются вместе. На праздники, на торжества, да и просто посидеть за одним столом. Конечно же, на столе различные национальные блюда. И, конечно же, свой хлеб.

            У  каждого народа он называется и выглядит по-разному, но суть от этого не меняется, к нему относятся с величайшим почтением, никому и в голову не прийдет променять его на простой и практичный гамбургер.

            Когда-то и у  нас в селе была традиция собираться вместе, большими семьями за общим столом. Была традиция и печь хлеб, или, как его уважительно  называли, хлебушек, а во множественном числе - хлебушки. Пекли хлебушки и в нашей семье, пекла бабушка. Мама, тогда еще совсем молодая, помогала ей. Дело это ответственное, поэтому занимались им старшие женщины в семье, заодно и учили молодых - дочерей, а потом и невесток.

            Для теста, так называемой опары, была особая посуда, называлась она ДЕЖНИЧКА, от слова ДИЖКА, бочка. То есть небольшая деревянная бочка, на полтора ведра воды. Обычно в ней и сохранялась закваска для хлеба, как известно хлеб был бездрожжевой, очень сытный и полезный, это уже потом много позже появились дрожжи. Закваской являлся небольшой комок теста с прошлой выпечки. За день до выпечки, примерно в обед, этот комочек теста разводили теплой водой и ставили в теплое место. Когда опара заиграет, в несколько приемов добавляли муку, размешивали, и на ночь оставляли близко к теплой печке. Рано утром бабушка растапливала печку, да не торфом или мелкими дровами, а хорошими сухими чурками, от которых и дыма меньше и жара больше. Перед топкой из печи тщательно удалялись остатки золы влажным веником.

            Пока протапливалась печка, в тесто добавляли муку и промешивали кулаками. Чем лучше промешано тесто, тем пышнее хлеб, и немало приходилось прикладывать усилий хозяйкам, чтобы хлебушек получился пышный и вкусный, ведь есть его будет вся семья не один день. А вдруг еще и неожиданные  гости нагрянут, не дай Бог что не так, слава пойдет на все село, там уж от шуток и насмешек не убережешься.

            После того как дрова прогорят, золу с середины топки сдвигают к краям, а на середину сажают хлебушки. На специальную деревянную лопату кладут капустный лист, на него ком теста, и - быстро в печь, пока она не остыла.

            На большие семьи пекли по многу хлебов, у нас их обычно было шесть. Печку закрывали заслонкой и оставляли на час-полтора.

            Мы были детьми и спали на этой же печке, и нам хорошо было слышно, как суетятся бабушка с мамой. Это нам не только не мешало спать, но, наоборот, мы спали с таким чувством блаженства, с таким чувством безмятежности и защищенности, что нам казалось, что все будет хорошо и это хорошо будет длиться вечно...

            Сигналом к тому, что надо просыпаться, была печка. Она постепенно нагревалась и улежать на ней уже было невозможно. Мы  просыпались, быстро завтракали и убегали на улицу, но через каждые полчаса прибегали и мучили бабушку вопросом, когда же она будет доставать хлебушки. Бабушка притворно сердилась и выгоняла нас гулять. Мы с нетерпением ждали лакомства, краюху горячего хлеба, посыпанного сахаром...

            Хлеб пекли разный, для разных случаев: и из белой муки  к празднику, и ржаной хлеб на каждый день, но нам, детворе, больше всего нравился хлеб, в котором пшеничная и ржаная мука были смешаны пополам. Такой хлеб не сравнить ни с каким другим! Мягкий, пышный, с золотистой корочкой! А какой запах, я его помню до сих пор, хотя прошло уже 50 лет.

            Еще нам очень нравились ЗАДЕРЯБУХИ, это поджаренные кусочки теста, которые вылазили из формы, это если хлеб пекли в формах. Формы были в виде больших круглых тарелок, и хлебы в них получались круглые. Назывались они не буханки, а ковриги. В нашей местности - ковреги.

            Наконец наступал долгожданный радостный момент, хлеб доставали из печи, слегка смачивали водой верхнюю корочку (чтобы не трескалась!), клали его на деревянную полку в кухне и накрывали чистым полотенцем. Он будет готов как раз к обеду, а в обед приходили работники с поля и свежий хлебушек был как раз кстати.

            Прошло много лет, мы выросли, разъехались по городам  и весям, и вот однажды я приехал в гости к своей бабушке по отцу, на родину. Было это зимой. Она  была очень рада, поставила угощение на стол, к угощению как раз подоспел свежий горячий хлебушек. А к горячему  хлебушку  домашнее сало прям с морозца, с чесночком, а ко всему этому бутылочка домашней наливки. Славное было угощение! После этого угощения, да еще и с дороги, я забрался на теплую печку и уснул как в детстве, крепким и безмятежным сном. И снова утром сквозь сон я слышал, как хлопочет возле печки бабушка, и снова было ощущение, что все в этой жизни будет хорошо и надолго...

             К сожалению, это был последний раз, когда я ел настоящий домашний хлеб, испеченный в русской печке. Хлеб стали возить в магазин, и его было легче купить, чем испечь. Магазинный хлеб тоже был очень вкусный, особенно тот, что пекли в поселке Землянск, за ним ездили на попутках или на своем транспорте. К тому времени у многих появились велосипеды, мотоциклы и даже машины. Там был молокозавод, и хлеб пекли не на воде, а на молочной сыворотке. Позже было много праздников и застолий, и богатых и не очень, и в гостях, и в увеселительных заведениях, но мало что из этого запомнилось, а вот запах и вкус родного хлеба помню так, как будто сегодня его ел.

 

Юрий Жарких,

 

                                                                                                       Украина,

 май 2016


На Троицу

     

     В дореволюционной России церковных праздников было много, их старались соблюдать по мере возможности. Как известно, не все жили в достатке, не у всех была возможность праздновать по три дня кряду. Простой народ обычно ограничивался одним или двумя днями, и возвращался к трудовым будням, время было дорого, особенно весной и летом. Но праздник Троицы праздновали от души. Даже после Революции, в Советское время, для этого праздника правление нашего колхоза выделяло три дня, неофициально, как-никак был самый разгар борьбы с "церковным мракобесием".

     Начало лета, тепло, все зеленело, цвело и пахло,  все было посеяно и посажено и можно было слегка перевести дух перед первой прополкой основной культуры, которая выращивалась в нашей местности, это сахарная свекла. Ну и, самое главное, на гуляния собиралась молодежь из нескольких сел. Когда еще можно будет  увидеть столько ровесников, столько молодых и красивых ребят и девчат. Одевались  во все лучшее, во все самое нарядное, девчата в легких светлых платьях и юбках. Вопреки расхожему мнению, что раньше одевались исключительно в телогрейки и резиновые сапоги, было великое множество разных материалов, и крепдешин, и креп-жоржет, и шелк, и штапель,  не говоря уже о различных расцветках. Модистки, которых в селах было не одна и не две, шили ничуть не хуже, чем нынешние кутюрье, так что на празднике все были одеты нарядно и разнообразно, достаточно сказать, что в простых ситцевых платьях не приходил никто.

Прически тоже были разнообразные, в духе того времени. На голове шелковая цветная косынка. Ребята щеголяли в брюках и светлых рубашках, обуты были  в туфли  и босоножки. Все были под влиянием героев из фильмов того времени, "Высота", "Весна на Заречной улице", "Трактористы" и многих  других. Все старались быть похожими на героев этих фильмов и одевались как они. Поколение чуть постарше, конечно, ходили в церковь на службу, после службы - праздничный обед, после обеда молодежь и все желающие кто постарше, спешили на гуляния.

     Собирались в Трещевском лесу, на большой поляне, как раз между селами Сомово и Трещевка. Собиралась молодежь из сел Сомово, Трещевка, Каверье, Чистая поляна, Руда, Гремячье, Лебяжье, некоторые приходили из Хрущевки, Володина, Солнцева. Кто шел пешком, кто на велосипеде. Были лихачи, которые приезжали верхом на лошадях, это были ребята местные, или из Трещевки, или из Сомова... Вот уж кто мог покрасоваться перед девчатами! Лошади были сытые, ухоженные, так и приплясывали на месте, да и ребята одно загляденье, настоящие казаки. Все с нетерпением ждали гармонь.

     Появлялся гармонист, первые пробные аккорды и... над лесом весело и задорно разливалась Матаня! Ну  что может сравниться с этим плясовым наигрышем, в нем такой восторг, такая жизнеутверждающая энергия, что просто невозможно устоять на месте. Пускались в пляс даже те ребята, кто не блистал этим талантом и рисковал нарваться на шутки в свою сторону. Девчата плясали парами, каждая девушка с подругой. Образовывался круг из пар. В кругу было до десяти пар, а если гармонист хороший, то и больше. Бывало, играли несколько гармонистов, бывало трое и больше. Тут уж настоящее соревнование, у кого круг больше, тот гармонист и лучше. Сейчас можно только представить, какая там была атмосфера, ведь плясали сразу человек сорок или больше!

     Девчата, конечно, старались обратить на себя внимание парней, и нарядом, и задорной пляской, и частушками. Частушки пели не просто так, а с намеком или с вызовом и под соперницу, и под милого, который никак не осмелиться проводить до дома, и под гармониста, в которого многие были влюблены. Девушки постарше, у которых  в войну погибли женихи, тоже приходили на этот праздник. И повеселиться, и в надежде встретить пару...

     Приходила и знаменитая трактористка Таня Сенина с подругой Варей, веселые разбитные молодухи в самом расцвете сил, гораздые на разные выдумки. Там где они появлялись, стоял шум и смех, со слов мамы: "...однажды они вдвоем так приобняли молодого красавца, который только-только пришел из армии, что тот едва вырвался, слегка помятый и красный как рак, от смущения, вот смеху было!" Фамилию его опустим, он жив-здоров и, возможно, прочитав рассказ, вспомнит тот случай.

     Кстати, гармонисты на этом празднике, как правило, были молодые и не женатые. Особой симпатией пользовались Ваня Кирюшкин и Михаил из Трещевки. Ну и здорово же они играли, да и сами были парни хоть куда! Многие ребята просто  стояли в сторонке, курили, разговаривали, наблюдали за пляшущими девчатами, цепляли их безобидными шутками, подхваливалии, подзадоривали девчат. Более смелые парни заходили прямо в центр круга и выделывали там такие колена, что у окружающих дух захватывало. Талантов хватало. Те, кто приглянулся друг другу, знакомились ближе, отходили в сторонку, беседовали, прогуливались, все было чинно и пристойно.

     За всю историю этих гуляний, со слов моей мамы, ни разу не было никакого досадного инцидента. Конечно, были случаи, когда ребята выясняли отношения за ближайшим кустом, это происходило, как правило, из-за девушки и заканчивалось без больших  физических потерь. Потери, в основном, были моральные, потому что гуляющие сразу же растаскивали соперников в разные стороны. Драки не приветствовались, пьянки тем более. Ну кого из девчат заинтересует пьющий парень? Как он будет работать в поле, как дома по хозяйству, какой из него будет отец семейства? Так что выпившие были скорее исключением, чем правилом.

     Девчата, в свою очередь, держали себя строго, ведь любую, самую малую вольность в поведении могут истолковать по-своему, пойдет слава по всей округе, и тогда прощай репутация и все перспективы выйти замуж за хорошего парня.

     В веселье день пролетал незаметно. Вечерело, постепенно затихала одна гармонь, другая... Те, кто жил подальше, собирались домой, дорога неблизкая дойти пешочком, например, до Хрущевки, или до Солнцева. Все равно, все шли компанией, хоть и слегка уставшие, но довольные. Пели страдания, но не грустные (какая уж тут грусть, целое лето впереди!), или песни, которыми так богат наш край.

     Сколько праздников, сколько встреч по-поводу и без предстояло, если кто-то и не осмелился подойти к понравившейся девушке, была возможность встретиться летом. Многих девчат провожали новоиспеченные ухажеры, кого-то женихи подвозили на велосипедах. Вот так, однажды, мою маму подвез парень из колхоза "Новая Жизнь". Это был Жарких Николай, мой будущий отец. Так завязалось их знакомство, которое закончилось свадьбой, а потом появились и мы с сестрой на свет Божий.

     После праздника долго ещё во всех близлежащих сёлах обсуждали  подробности: кто как пел, кто как плясал, кто во что был одет, и кто на кого смотрел. Много было смешных и забавных происшествий. Одним словом, тем для разговоров хватало надолго.

     Так праздновали примерно до 1960 года, потом правительство учредило новый праздник - День молодежи, который выпадал на последнее воскресенье июня. Проводили его в Солнцево, в Маринихином лесу, правление колхоза выделяло машины для поездки туда и обратно. Потом стали проводить в Хрущевском. И, наконец, в Гремячьем на выезде в Солнцево. Была на празднике выездная торговля, автолавки и с продуктами, и с промышленными товарами. Были гармонисты не только из молодых, но и мастера, такие как Василий Дмитриевич Леженин, Василий Михайлович Клепиков с аккордеоном и другие. Тут уж играли и танцевали не только Матаню, но и вальсы, польки и кадрили. Все меньше и меньше людей стало ходить на Троицу, многие поженились, повыходили замуж. Да и веселее здесь было, праздник частенько заканчивался показом фильма, и это решало всё, такое событие не мог пропустить никто. Так постепенно угасла хорошая традиция. Зато появилась новая, в духе того времени, более  современная, шумная и динамичная. А Троицу стали праздновать дома, что ничуть не повлияло на значимость этого праздника.

 

  Записано с воспоминаний моей мамы Жарких Евдокии Владимировны. Если у кого-то из наших земляков возникнут замечания или уточнения, примем их с благодарностью.

 

Юрий Жарких,

 

                                                                                                       Украина,

 май 2016 


На Покров

 

   Вот и прошел Покров, день как день. А раньше его очень ждали. Все лето трудились не покладая рук, там было не до выходных, нужно успеть всё заготовить на зиму, и овощи и фрукты и корм для скота, и дрова, ведь зимы у нас были суровые, а летний день, как известно год кормит. Перед праздником настроение было у всех приподнятое. Готовились тщательно. Молодые девчата шили наряды у своих мастериц, молодухи перебирали свои наряды, ну и, конечно, готовили угощение к столу. Обязательно блинчики, с домашней сметанкой, томлёной в русской печке, наваристый суп-лапша на курином бульоне, холодец с хреном и чесночком, курочки, зажаренные из печи, на чугунной сковороде в сале, прямо целиком, или кусками, хлебушек свежий и ржаной, и пшеничный прямо из печки, а ещё пироги, с разной начинкой, в основном сдобные.

    До сих пор стоит в глазах картина - как вкусно ели мужики, не спеша, похрустывали солеными огурчиками, как выпивали, как черпали деревянными расписными ложками сметану из большой миски, стоящей посередине стола, как уплетали оладушки с медом. Это нужно было видеть. Мы, малышня, разинув рты смотрели на них, и старались во всем быть похожими.

     На праздник ждали гостей из соседних сел, - Лебяжьей, из Малой и Большой Верейки, - и родственников, и друзей, и просто хороших знакомых. На родственников мы были богатые, на праздник к нам приезжали и приходили из Ломова, оттуда родом моя бабушка, и из Сомова, откуда моя прабабушка, её сын - мой дед - был женат на бабушке... Иногда приезжала её сестра - бабушка Шура из Москвы.

К обеду все съезжались, на конных подводах, по первому морозцу, с гармонями. Веселье, раскрасневшиеся. Обедали основательно, не спеша, с разговорами и перекурами. Молодежи не терпелось на гуляния. А на улице уже ждала гармонь, гармонисты тоже наскучались за лето по настоящему веселью, им тоже хотелось показать кто на что способен.

      Гуляли в нескольких местах, и на СЕРЁДОЧКЕ - площадка посереди села, и возле клуба, и ещё в нескольких местах. Гармонистов хватало, играли задорно. Вот где была возможность покрасоваться девчатам и показать удаль ребятам! Наряды были очень красивые, пышные разноцветные юбки, расшитые выбитыми и вязаными кружевами, белые кофты, украшенные вышивкой, теплая жилетка с меховой опушкой, кожаные женские ботиночки и, конечно же, кокошник, если женщина была замужем. Незамужние кокошник не носили.

   Ребята одеты были поскромнее. Веселились от души, плясали МАТАНЮ, БАРЫНЮ. Собиралось много зрителей, тех кому далеко за 50. Обменивались новостями , оценивали молодых, присматривали себе будущих невесток и зятьёв. За молодежь и говорить нечего, каждый старался проявить себя и в пляске, и в частушках, и в ухаживаниях за девчатами. Гармонисты, в свою очередь, старались поразить конкурентов новыми коленами, которые они все лето тихонько разучивали где-нибудь в укромном месте.

   Талантов было много, плясали виртуозно. Панков Алексей Петрович, Алексей Лискин, Василий Босяк, из хутора Руда, -  отличались особым талантом, их любили все в округе. Особенно Василия, его иногда просили сплясать даже без гармони. Уж очень он здорово это делал! Заразительно, с огоньком! За девчат и говорить нечего - практически каждая пела не хуже Мордасовой. Расходились, когда совсем становилось темно, со страданиями под гармонь. Молодежь оставалась влюбляться допоздна. 
    За ужином под чарочку обсуждали все увиденное и услышанное за день. Впечатлений было столько, что за разговорами иногда засиживались далеко за полночь. Пели песни, потом неторопливо и негромко вели беседу, вспоминали молодость. Детвора, умаявшись за день, давно спала на теплой печке. Утром, после хорошего завтрака, гости собирались домой. Запрягали лошадей, с шумом, со смехом, с шутками и прибаутками. Прощались с гостеприимными хозяевами и трогали в путь. До следующего ПОКРОВА.

 

         Записано с рассказа моей мамы. Но многое я и сам хорошо помню.

 

Юрий Жарких,

 

                                                                                                       Украина,

 октябрь 2015


                                                 НАШИ КОРНИ   

 

    Воспоминания детства и нашей малой родины живут в нас всегда, даже если мы находимся далеко...

    На гармони играли его родственники, на "хромке" играл его отец, а в его родном селе в каждом втором дворе звучали гармони, по-большей части - рояльные. И когда ему в руки попала старенькая рояльная гармонь, он во что бы то ни стало захотел восстановить её собственными силами...

 

"Мне правда, всю жизнь хотелось играть на рояльной гармони, может поэтому я и взялся делать эту гармонь. Если честно, когда ещё будет такой шанс. Долгое время я не мог попасть на Родину и купить готовую рояльную гармонь, пусть даже подержанную. А когда эта появилась на сайте бесплатных объявлений ("Slando"),  у меня все замерло в груди. Я просто не мог её упустить. Но когда её прислали, я понял, что её нужно восстанавливать.

Опыта у меня нет, поэтому я был в растерянности. Но меня подтолкнул Коля Полянских. Я поделился с ним своими сомнениями, и он написал мне: "Гармонь должна играть и веселить людей!". Тогда я решился.

Юра Жарких в мастерской
Юра Жарких в мастерской
Такой я увидел гармонь на сайте Slando и решил её купить.
Такой я увидел гармонь на сайте Slando и решил её купить.

 

1 07 2014

 

    Данные о мастере гармони. ИВАНОВ АНДРЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ, Адрес: г. Воронеж, сл. Ямская. ул. Профсоюзная дом 11. Мастерская хроматических и рояльных гармоней. 1927 год. Интересно, - улица Профсоюзная. Неужели тогда уже были профсоюзы? Ямская слобода находится в центре Воронежа (сегодняшнего). А тогда это был настоящий сельхозрайон. Частный сектор, одноэтажные домики, и всё это - в центре города. Куры, гуси, козы, коровы. А улицу переименовали в Профсоюзную в 1923 году. Её пересекали Донбасская, Плехановская.

Многие старые восьмипарки, да и шести, и семи, примерно до 30-х годов делались 2-х голосыми, как и эта. Постараюсь привести её в порядок по принципу «не навреди». А там посмотрим. Зимой, думаю, мех сделать новый. С нуля. Не трогая старый. Просто по его образцу. Как раз времени много. Если хватит терпения и здоровья, попробую сделать правую сторону по такому же принципу. Мне 54 года. Кое-чему я за эти годы научился. По крайней мере, постараюсь ничего не испортить. 

8 07 2014

 

    Разобрал оба грифа и клавиатуры. Не без потерь, конечно. Несколько перегородок пришлось сломать, чтобы вытащить оси. Из шприца закапал по нескольку капель тормозной жидкости между клавишами и перегородками. Это помогло. Ось начала проворачиваться. Ну и потом потихоньку вытащил все четыре. Грифы зачистил от старой краски. Она была не родная. Родная - лак под цвет дерева. А это черная.

    Механику на левой стороне не разбирал. Она в хорошем состоянии. Просто очистил от ржавчины и протер промасленным тампоном. Разбирал клавиатуры, потому что несколько пружин были сломаны. Клавиши не возвращались в исходное положение. Думаю, заказать лайку. Переклею на клапанах. Покрашу грифы и соберу обе стороны. Мех пока трогать не буду. Хочу услышать, как она звучит.

Очищенные грифы с выломанными перегородками
Очищенные грифы с выломанными перегородками

 

10 07 2014

 

    Сегодня на базаре, в «секонд хенде», купил женскую куртку - на лайки. За 10 долл. Белая, кожа качественная. И хватит на все. 

   На правой руке был выломан большой кусок, ещё до меня. Там, где шуруп крепления к корпусу гармошки. Видно, пытались затянуть посильнее, вот и откололи.  В этом грифе есть недостатки. В своей самой широкой части он недостаточно широк. Там, где прилегает к корпусу. Видимо, при игре нагрузка была значительная. Поэтому и в верхней, и в нижней частях выломаны куски. Вверху его подремонтировали - посадили на клей и прибили двумя гвоздиками. А внизу так и осталось. И перегородки очень хрупкие. Волокна дерева расположены поперек, и от времени дерево пересохло. 

    Подумываю сделать гриф из бука, и фактура дерева красивая, и крепкий он.

 

 Родился я под Воронежем. В самых первых воспоминаниях - рояльная гармонь. И по сей день. До 15 лет жил там, у бабушки. Семья уже жила в Украине. Всю жизнь мечтал играть на такой гармошке. Но тогда она была дорогая. Мой дядя покупал, по-моему, за 360 рублей, если не ошибаюсь. Было у него две гармошки. Мастеров Зыбина и Мёдова. Одна постарше, другая новая. Вот он-то и привил мне любовь к этому русскому инструменту. Я когда уезжал на Украину, сфотографировал одну из них. На память. Старую. Потом началась эта перестройка - и все. Потом дяди не стало.

    Странно, у меня отец играл на шуйской хромке. Вообще, за свою жизнь я слышал много разных инструментов, но с рояльной не сравнится никакой из них. Даже немецкие пятирядные.

   Эту гармонь я сфотографировал, если не ошибаюсь, в 1978 году, перед армией. К тому времени я уже два года жил в Украине с мамой и сестрами. Летом я приехал на родину, в село. Вот тогда-то, перед отъездом, мы посидели с дядей, тётей и бабушкой по отцу. Выпили, конечно, по чуть-чуть. Было как-то не очень весело. Все понимали, что всё меняется. Детство закончилось. Брат был уже в армии. Меня тоже должны были забрать. Вспоминали наше с братом детство. Я ведь с 3 класса и до окончания училища жил у бабушки. Уезжал, конечно, с отцом. Путешествовали по Cоюзу, потом я снова возвращался.

   Потом тётя Вера говорит: «Коля, неси гармонь!» Он заиграл, она запела. У брата был магнитофон кассетный - я и записал все это. А на следующий день перед отъездом, сфотографировал эту гармонь. Фотоаппарат у меня был с собой. Сейчас думаю: «Вот пенек-то, чего ж я всех не снял на память?» Ну, раньше думал, что все будут жить вечно. Вот такое происхождение этой фотографии.

   А кассету с записью хранил долго, и мы часто её слушали с мамой. Она тоже большая любительница гармони. Да и вообще, русского уклада жизни. Потом на эту кассету сестра записала что-то модное. Я её чуть не убил. Но, сами понимаете, раньше в моде были другие песни. Жалко было очень.

 

13 07 2014

 

    Я в поисках. Гриф надо клеить. Купил уже два крутых клея. Оба попробовал - такая фигня. Вот тебе и свобода выбора! Так можно все деньги потратить на этот выбор. Сделать гриф нереально... Обошел несколько столярных цехов. Даже добыть брусок хорошего дерева проблема. Если буду делать новый гриф, буду делать из лиственного дерева. Чтобы не нарушать традиции. Кто знает, может гармонь достанется ещё кому-то после меня?

 

   Теперь опишу старую и новую гармони моего дяди. Старая была с клавиатурой как на фото, клавиши тонкие, а на конце расширение. Углы на корпусе были обиты металлическими уголками. Когда дядя её разбирал для ремонта, он мне рассказывал всё, что делает, показывал надпись химическим карандашом. "Зыбин". Фамилии мастеров Зыбина и Мёдова я запомнил с детства. Про них мне рассказывал дядя. Мне тогда было лет 12 примерно.

   Вы знаете, если честно, столько времени прошло, я уж и сам сомневаюсь, - со мной ли это было? Тогда откуда все эти воспоминания и детали? Ведь детская память самая цепкая.

 

2 08 2014

 

   Грифы готовы. Нужно правую сторону подклеить. Там, где дека. Клей купил "СТОЛЯР-ЭКСПРЕСС". И ещё надо бы поменять несколько мышек на мехе. Пересохли и появились сквозные трещины.

   Есть кое-какие соображения. Корпус и мех очень хочу сделать сам. Если получиться - то поставлю эти же планки. И есть еще желание добавить третий голос на правую сторону.

    Совсем недавно я узнал, что в Рамони был хороший мастер и очень этому удивился. Думаю, зачем же дядя тогда ездил за гармонью в Елец? Ведь Рамонь - это ж наш районный центр, от села 50 километров всего.

    Я хорошо помню, как он ездил за новой гармонью. Приехал слегка выпивший, довольный. Рассказывал, как ходил по базару, выбирал гармонь, как ему предлагали ученическую, очень звонкую. Хорошо помню его слова: «Зачем она мне? Я на ней свадьбу отыграю - голоса и поотлетают!» Гармонь он брал не на базаре, а на дому. Они с мастером посидели, по его словам, мастер рассказывал, как и что он делает. Хорошо помню, что мастер показывал, как пилят кость на клавиши. Запах, говорит, неприятный. Потом взял гармонь и заиграл. Очень хорошо играл. Судя по тому, как играл сам дядя,  мастер, наверное, был очень хорошим гармонистом. Потом спрашивает у дяди: «В чём повезёшь?» У дяди был новый холщовый мешок. Мастер своей жене – принеси, говорит, наволочку. Она принесла. Он положил гармонь в наволочку и только потом в мешок.

 

4 08 2014

 

     Смотрю на планки, которые на рояльной гармони и думаю, чем могли сделать проемы? Так чисто. Под 30-ти кратным микроскопом всё видно.

    Все швы и лишние дырки аккуратно проклеил клеем "СТОЛЯР-ЭКСПРЕСС". Оказался классный клей. Схватывает быстро и мощно. Очистил правую сторону от старой краски снаружи, грязи и остатков клея внутри. Клей был ещё тот, казеиновый, похож на пятна грязи. У самого повысилось настроение, теперь ломаю голову, чем красить? 

    Новую гармонь я помню хорошо. Фактура дерева на корпусе очень красивая. Лак здорово это подчеркивал. Как я теперь понимаю, она наверное, была облицована шпоном какого-то благородного дерева. Корпус был украшен только двумя вклеенными полосками другого цвета. Углы корпуса без металлических уголков. Клавиши на правой стороне прямые. Без расширения и сужения. Желтоватого цвета. Явно не пластик. Автограф мастера не видел - врать не буду. Но, со слов дяди, мастер - Мёдов.

   В цене я могу ошибаться, но, по-моему, дядя называл цену в 360 рублей. Повторюсь, могу ошибаться. А вот у нашего соседа по деревне была гармонь за 500 рублей. Кличка соседа была КОСМАЧ. Маленький, страшный человечек. Все его в селе побаивались. Он был самым богатым в селе, имел аж две НИВЫ. Одна на каждый день, другая для того, чтоб мёд в ВОРОНЕЖ возить. Играть он не умел, но не мог допустить, чтоб у него что-то было хуже, чем у соседа. Если гармонь - то лучшая в селе.

 

6 08 2014

 

   Высота меха 42 см. Ширина 25. Примерял баян в качестве донора на мех - бесполезно. Баянный ниже и уже. Съездил на электротехнический завод, насчет картона. Пообещали в понедельник.

   А какие уголки потом ставить? Елецкие уголки особые, очень острые. А современные - полукруглые. Поставить новые -  гармонь потеряет своё лицо.  

Уголок с серийного баяна, уголок с мастерового и уголок с рояльной гармони.
Уголок с серийного баяна, уголок с мастерового и уголок с рояльной гармони.

     Дядю я очень любил. Он мне был вместо отца. Прошел войну танкистом. Горел в танке. Очень интересный и содержательный человек. Работяга, каких мало. Построил сначала один дом. Потом другой, - более современный. С другой стороны, его собственный сын гармонь не любил. Да и тётя считала это баловством. Хотя ему платили деньги за сыгранные свадьбы и проводы. Дяде и поговорить-то про свои гармони было особо не с кем. А я его слушал с благодарностью. Вот откуда всё это я знаю. Может, что-то я не так воспринял, или со временем забыл какие-то детали. 

   Но в целом все это - истинная правда. Помню, откуда-то принес он гармонь, почти новую, и говорит - я поставлю третью планку и будет хорошая гармонь. Помню, как он был огорчен, когда планку поставил. Говорит мне: «ВОТ, ЮРИК! СКОЛЬКО ПРОМУЧИЛСЯ, А ЕЙ ТЕПЕРЬ ВОЗДУХА НЕ ХВАТАЕТ...»

    На погребе у него висело много корпусов аккордеонов и гармоней, меха. Знаете, что собой представляет погреб в селе? Это по-большому счету шалаш, покрытый соломой, с дверью с одной стороны. Внутри на полу "ляда", или "творила", по-нашему. Короче, - люк. Представляете, открываешь погреб, а там лежат яблоки на сене, груши... И все вместе так пахнет! Никакие французские духи не сравнятся с этим запахом. Так, наверное, и пахнет РОДИНА.

 

11 08 2014

 

Мне неслыханно повезло! Электрокартон 0.45!

      

    Возвращаюсь к разговору о фотографии... За новой гармонью дядя ездил, когда я ещё жил в деревне. То есть мне было лет 14 - 15. А эту я сфотографировал через 2 или 3 года. Может, она появилась у него, когда я отсутствовал? К тому времени у него в семье назревал конфликт, который закончился разводом. Дядя ушел в родительскую хату, в 12 км от нас, к отцу, которому на тот момент было под 90. Взял с собой только личные вещи, и конечно же, гармонь.

    Я сам старался ездить домой каждый год, в основном летом. Осенью как-то раз приехал - так до Землянска пришлось пешком идти. Грязища по колено. Потом до Воронежа автобус. Поезд из Воронежа в 18-00. Так я еле успел на него. Приеду, что-то помогу бабушке и тётке. Поживёшь дней десять и на год хватает. Воздух, правда, - хоть ножом режь. Красотища! Природа. Рыбалка. Речка небольшая, зато рыба не пуганая.

   Там один добрый молодец стрелял её из одностволки. Утром рано выходит, становится на берегу и ждет. Рыба стоит возле берега. Как он сам говорил, - стрелял по хвосту. Хвост отбивал и потом подсаком вытаскивал. Я не видел, но думаю, это правда. Кличка этого удальца - КОЛЧАК. Красивый мужчина. Высокий, худощавый, настоящий казак. В селе всеми уважаемый. 

    В нашем селе было много гармонистов. Только на рояльной играли человек пять. Да и на хромке тех, кого помню, трое. Двое играли очень хорошо.

 

31 01 2015

 

   Сделано много. Полная ревизия планок. Новые лайки. Без настройки, конечно. Облицовку на корпусе снял. Больших трудов стоило найти столяра, который сделал бы такую же точно.

Старый мех пришлось разобрать. Сначала хотел его восстановить. Но когда разобрал, понял, что это все… Картон пересохший. Особенно там, где стоят уголки. И ещё недостаток. Мех не смыкался. 

 

   Сделать с ним что-нибудь было просто невозможно. Вообщем, с него годятся только уголки. Их я и поставлю на новый мех. Если, конечно, сумею его сделать. Купил материал, атласный. Красивый.

 

    Гармонисты отрабатывали свадьбы по-разному. Некоторые филонили, чего греха таить. За дядей была очередь. Хорошо помню, как приходили его уговаривать. А у него и правда были какие-то дела. Уговорили.

   А был такой случай. Это рассказывали очевидцы. Играл он на свадьбе. Ночь. Все уже начали расходиться. Плясать уже некому. Пара мужиков толчётся. Он в недоумении к женщинам, которые собираются домой: «Бабы, вы куды? Я ж ещё не наигрался!»  Сидит на стуле, на шее полотенце, тонкое такое, расшитое и наяривает. Пот градом. Кто-нибудь подойдет, этим полотенцем ему пот вытрет, прямо как хирургу, а он даже внимания не обращает - настолько увлеченно играл. Особенно его любили за то, что он сам любил, когда пляшут и поют. Это было видно.     Небольшого роста, сухопарый, рыжий, как солнце в новой клетчатой рубахе - он прямо как родился с гармонью. Жаль, сейчас там гармонистов не осталось. Один я, какой-то ненормальный - люблю это дело.

   Здесь к душе не только мастерство самой игры. Что-то есть такое, чего не объяснишь. Моя мама говорила, что на хромке хорошо играл МАТАНЮ один гармонист, по двору они были КОЖИНЫ. Меня это страшно злило. Я ей доказывал, что на рояльной лучше. Приводил в пример дядю и ещё одного гармониста. Тот вообще был виртуоз. Его манера напоминала САРАТОВСКУЮ. 

   А она мне – нет, говорит - ТА за душу берет! А твой дядя, говорит – уморит, кого хочешь! 

 

13 02 2015

 

   С гармошкой дело идет. Но я рано расслабился. Голосовые планки привел в порядок. Все голоса звучат хорошо и чисто при пощипывании. Хотел уже ставить планки на место, и надо же мне было увидеть в интернете приспособление для продувки таких планок! Я его сделал и попробовал. И оказалось, некоторые голоса не звучат. Не заводятся и все! Нигде не цепляются, не заедают. Сами голоса чистые с обеих сторон. Выставлены вроде правильно. Хорошо хоть на басах не все планки поснимал. Дай Бог, теперь хоть эти наладить! 

   Ну ничего, я их поставлю на место, без заливки, и попробую так продуть. Для этого придется сделать примитивную дувачку. Опять время. 

     

   Вообщем, все пока у меня хорошо. А когда не очень, я захожу на сайт и слушаю, как играют Юра Прохоров, Андрей Ивлев. И других гармонистов.... И на душе становиться легче. Человек с рояльной гармонью вызывает у меня любовь и глубокое почтение. А мастера, которые делают гармони, тем более. С самого детства это впиталось в моё сердце и в мою душу, и осталось там навсегда.

   Списался с односельчанами и огорчился. На нашем порядке в деревне остались только трое живых. И на другом конце села не лучше. Остальные дома используют приезжие под дачи. Как горько! А ведь какое было село! Ещё в 1981-м.

 

16 02 2015

 

 

  Рамки не разбирал, но пришлось их клеить. Они были разорваны по живому вверху. Еле нашей столяра, который сделал мне облицовку шпоном. Именно такую, как была, - оригинальную. У той были сбиты все углы, да и вообще, она была в неважном состоянии. Прирезать по углам пришлось самому, ну и помучился же я! Ещё мне хотелось, чтобы корпус был не черный, а повеселее, вот и купил морилку поярче. И решётки тоже почистил и морилочкой прошёл.

      Посмотрел видео гармониста из Большой Верейки Ивана Соболева. Как на родине побывал! Я же там учился на тракториста. Ходил туда пешком, за 10 км, бывало и каждый день. В общаге скучно же. Вот я утречком туда, а вечером обратно. И зимой, и бывало поздно вечером, по темноте. Сколько воспоминаний!

   Там Дворец Культуры большой и хороший. Часто приезжали артисты из города. Училище я закончил с двумя хорошими оценками, остальные были отличные. Сто процентов, Иван Соболев слышал о гармонистах Николае Колосове и Василии Исавном из Гремячьей и Ломова. Это ж рядом почти. А они играли по свадьбам по всей округе. И Матаня у него очень похожа на нашу, которую играли в нашем районе.

     Вообще нет двух одинаковых гармонистов. Чью Матаню ни послушаешь - все классные!

 

27 02 2015

 

   Ни в коем случае не погружайте планки в средство для преобразования ржавчины. Я люблю все прогрессивное, ещё и прочитал в интернете на «МИР БАЯНА», что можно прямо погружать планки в это средство и голоса покрываются защитной пленкой. И никаких забот. Судя по всему, писал крутой мастер. У меня некоторые голоса не звучали, дай думаю, попробую. Содрал лайки, благо у меня их большой запас, и кисточкой увлажнил голоса. Наутро я был в ужасе. Они ВСЕ перестали звучать, и выглядеть стали безобразно, хоть до этого они были почищены. Пришлось все заново чистить нулевкой, на это ушло полдня. Слава Богу, хоть не испортил ничего безвозвратно. Хорошо, что все это я проделал только с одной планкой.

     

    В "Одноклассниках" напал на группу земляков с фамилией Жарких. Там фотографии нашего умирающего села. Я не узнал ни одной хаты. При виде всего этого сдавило сердце. Как горько все это видеть! А ведь ещё в 80-х было большое, шумное село. И молодежь была, и свадьбы играли. Мучает один вопрос - почему так?

    Земляки писали конечно, что село пустеет, но чтоб так… Я даже вообразить не мог! Заброшенные дома, по самую крышу заросшие бурьяном. Последний раз я там был в 81-м. Гуляли сразу на 2-х свадьбах у одноклассников. Так всё и осталось в памяти. Сколько гармонистов было, да ещё и не хватало, особенно на праздники! Они веселили простой народ, помогали пережить послевоенные тяжёлые годы. Внушали надежду на хорошее будущее. Может, некоторые из них и не играли виртуозно, (хотя были и такие, которые не уступали нынешним гармонистам), но нужно же делать скидку на то, что они тяжко трудились, и времени для отдыха и развлечений было очень мало. Эти люди достойны того, чтобы их помнили. У каждого из них была нелегкая судьба. Время было такое. Мне понравилась фраза из интервью. Её сказал председатель колхоза-миллионера, который долгое время возглавлял этот колхоз. «ЛЮДИ ТРУДИЛИСЬ ТАК, ЧТО БУДЬ МОЯ ВОЛЯ, Я БЫ КАЖДОМУ ПОСТАВИЛ ПАМЯТНИК».

 

8 03 2015

 

 

  С гармонью пока ступор. К голосам не могу найти подход, не могу добиться, чтобы каждый голос звучал.

 

    До войны у нас было два колхоза, «Красная Звезда» и «Новая Жизнь». После войны их объединили и назвали колхоз «Правда». Во время войны мужиков забрали на войну, остались одни женщины. В довоенной «Новой Жизни» председателем сельсовета была моя бабушка по отцу,  Жарких Татьяна Михайловна, а помощница у неё была Минаевна (имя и фамилию не помню.) Так вот, тогда ходил анекдот из жизни. Пришлось им подписывать документы, а они обе неграмотные. Ну и кое-как печатными буквами подписали-вверх ногами. Вот смеху было! Это мне сама бабушка и рассказывала.

 

3 04 2015 

 

Сегодня начал делать мех. Подготовился вроде неплохо. Сделал одну заготовку на верх и низ, как раз пополам хватает. Завтра буду делать на стороны. Есть такое приспособление для сушки заготовок. Может, кому пригодиться. Это два уголка 50-х. Между ними зажимается слегка увлажненная заготовка, потом сушится. Главное, - заготовка после растягивания почти возвращается на место. Точно как фабричная. Фабричную заготовку я видел и держал в руках. Ну. или почти возвращается.

 

6 04 2015

  

      Только теперь понимаешь - мех на рояльной гармони - это высший пилотаж. Мастерская работа. Я тут сломал голову, из чего вырезать ленту на сам уголок. Материал должен быть тонким и не пропускать воздух. Если толстый – потом уголок не наденешь. 

    Пришлось пожертвовать любимой ветровкой. Есть один плюс - теперь на много мехов хватит. Дело в том, что та кожа от женской курточки оказалась толстовата. Я блин, как первопроходец с завязанными глазами. Сколько клеев перепробовал, пока нашел тот, который схватывает сразу. Клеить мышки - это не такое легкое дело. Да ещё и в первый раз. 

      Думаю, как же эти мастера делали такие гармошки? Ведь тогда же не было такого выбора по материалам. Да и клеев, лаков и красок сейчас валом. Вот красота. Только твори! Я после всего этого снимаю шляпу перед мастерами, и бывшими, и настоящими. Настолько тонкая работа!  А ведь старые мастера ещё и хозяйство держали, и работали, и детей воспитывали. Это уму непостижимо. Я сижу сутками в отдельной комнате в тишине, никто мне не мешает, и то утомляюсь. Да и то, что выходит из моих рук - это простая кустарщина.

     Смотрел видео, как делают гармошки в Словении - мех заказывают готовый, голоса из Италии, так не интересно. Важно, когда мастер вкладывает душу в каждый голосок. В каждую городушку. Вот что дорого! У каждой гармони своя аура.

 

10 04 2015

  

      Пока ничего не делаю, страстная неделя же. Пока обдумываю, как сделать резонатор, чтоб на него стали обе планки. Не на мастике, а на лайке, чтоб можно было снимать и ставить на место. 

 

27 04 2015

 

     Сегодня собрал гармонь и первый раз услышал, как она звучит. Звонкое, светлое звучание. Я привел в порядок две голосовые планки. Полутона оставил на потом. Надо же, все голоса зазвучали! Я на седьмом небе!

   

     Сегодня дождь, работать на улице нельзя. Вот мне хорошо, пойду дальше воевать я этими непокорными голосами.  Какая ж это мудреная наука - настройка! Поди-догадайся, как делать правильно. 

… А свадьбы здесь, где живу, скучные. Честно. Конечно, из кожи вон лезут, конкурсы всякие там ну и ещё чего. Угощений валом, но - сами понимаете - кого этим удивишь! Да и сколько можно съесть, в конце концов. Так вот, женили наши соседи сына. Из Воронежа приехали две наши "хорошечки", родственницы, они так веселили эту свадьбу, что их не хотели отпускать обратно в Воронеж. Местный баянист был измучен чуть ли не до сердечного приступа!

 

2 05 2015

 

      Я когда снимал планки на басах и аккордах, то увидел, что многие лайки были приклеены наглухо к резонатору изнутри и, видно, давно не работали. Не ожидал. А потом и помучился же я, когда ставил все на место. Очень неудобно, особенно две большие планки.

 

      Гремячье. Моё родное село. С дочерью тракториста Караулова - Настей - мы ходили в один класс. Мечтали с моим братом вырасти и стать таким же, как её отец. Он был награжден именным трактором, тогда новейшим вездеходом «БЕЛАРУСЬ» с тёплой кабиной. Трактор выставочный - с ВДНХ. На капоте - три медали. На нём он проработал 8 лет. И, несмотря на то, что в наше бездорожье его задействовали в первую очередь, он был как новый. Только краска выцвела. Вот как он его берег. В первый класс мы как раз пошли в школу, которая была в старом поповском доме. 

     А посевное зерно... Моя бабушка (по матери Матрёна Носова) в веревочных лаптях (чунях) ходила на Курбатово за посевным материалом вместе с такими же женщинами. Было это ранней весной, ходили по нескольку раз, по снежной каше. Многие простудились и заболели. Моя бабушка потом долго страдала бронхитом и отдышкой и рано умерла, в 67 лет.

        Я воспитывался у бабушки по отцу, работать начал рано - когда перешел из 4 в 5 класс. Работал дергачём на граблях. Вместо лошадей уже был трактор. КДП. В награду получил шашки с именной надписью, ну и зарплату, конечно, - 48 рублей. С тех пор работал каждое лето, благо работы хватало всем, а начальство смотрело на это сквозь пальцы. Деньги были нужны для подготовки к школе. Костюм, куртка, ботинки, фуражка, рубашки, портфель, ну и ещё что-то по мелочи. Работали мы с другими пацанами и всегда были в курсе колхозных дел. Кто получит новый трактор, кого пошлют на учебу в Большую Верейку на комбайнера и ещё много чего.

      Я всё еще помню, где была усадьба помещицы МАРИНИХИ, и усадьба помещиков Гулевских. Были ещё Русановы, но это в Трещёвке, рядом с Сомовым…

 

5 05 2015

 

    Когда собрал все планки, после того как привел их в порядок, почти все голоса зазвучали нормально. Только на басовой стороне три голоса фальшивят. Дай, думаю, я их попробую настроить. Кончилось тем, что два вечера убил на них - и никакого результата. Планка, которая чуть меньше самой большой. Не знаю, как называются эти голоса. Настроил их, звучат вроде правильно, проверял с баяном, всё созвучно. Ставлю на место - жуткий диссонанс. Вставляю кусок газеты под эти 3 голоса, чтоб не звучали. Пробую - эти ноты звучат классно. Что за фигня, не пойму? 

    Этo мне, наверное, для разнообразия, а то слишком всё легко далось. 

 

13 05 2015

 

     Уррррааа!!!.... настроил! Ну и замучался я с этими последними тремя басами!

 

   Я ведь решил сесть и спокойно разобраться. Вообщем, заблокировал все остальные голоса, подложив под них тонкую бумагу. Оставил только аккорды. Несколько раз снимал и ставил эту планку. Слушал по баяну. Ты не поверишь, все 6 голосов пришлось настроить точно на полтона ниже, и после того как я поставил эту планку на место, она зазвучала как надо! Что это за феномен - ума не приложу. Все остальные басы точно так же проверял по баяну перед установкой - все совпадало. А тут все осмотрел - все цело, резонатор в порядке, между камерами воздух не гуляет, и вот такой прикол! Ну, это уже не важно - все звучит и слава Богу!

 

      Какой уж я там настройщик, гармонь нужно бы отдать мастеру, чтоб он настроил как положено. Сейчас она звучит, всё хорошо. Но как бы это сказать поточнее - вообщем, как джаз, если его слушать вживую. Как говорил мой другой дядя, хороший мастер своего дела, - «ХОРОШО, НО СТРОГОСТИ НЕТУ!» 

      Этот дядя был классный штукатур. Ещё старой школы. И лепные карнизы они делали, и ещё много чего.

      Так вот, он уже старенький был, 79 лет, идёт по улице, видит - штукатурят дом. Он подошел и смотрит, - интересно же. А молодой штукатур делает откос. Ну, дядя видит, как тот мучается, ну и выдал эту фразу. «ХОРОШО, НО СТРОГОСТИ НЕТУ!»  А тот вскипел, - сам, говорит, попробуй! Дядя ему: «ДАВАЙ!» Взял полутер и за 15 минут все выровнял. Так молодой штукатур и офигел!

      В городе есть старинный дом, двухэтажный, дореволюционный. В этом здании потом находился советский банк. На фасаде было два балкона. Очень вычурных. От времени один балкон разрушился. Дядя тогда работал в ПМК бригадиром, и вот его вызвали к начальнику и попросили сделать этот балкон. Сварили каркас, обтянули сеткой, и он за неделю сделал такой же балкон.

     Дяди уже давно нет. А фасад этого дома вновь стали реставрировать. Всё ободрали и начали шпаклевать. Дошли до этого балкона, начали оббивать раствор, а внутри сетка. Видно, они очень удивились, потому что уже года четыре этот балкон так и стоит полуразрушенный. Видно, не могут придумать, что с ним делать дальше... Таких вот замечательных мастеров было человек десять - наших земляков. Сейчас иду по городу и вижу всё, что они строили. Фактически - полгорода. Самые лучшие здания. Дворцы культуры, кинотеатры, школы, детсадики. Вот кому нужно ставить памятники - тому поколению.

      Дядя был он могучего телосложения. Высокий. Прошел войну, был ранен, попал в плен, но это уже в конце войны. Его быстро наши освободили. Хочу рассказать случай из этого времени. Он сам мне это рассказывал.

   Помните фильм «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»? Когда немцы поили водкой нашего пленного? Так вот, с дядей был такой же случай. Ради развлечения привели его, пленного, к немецким офицерам и дали бокал пива. Он говорит, - начал пить. Хотел остановиться, но не смог, и выпил одним глотком. Те ржут, дали ещё, и так, говорит- шесть бокалов. Ну, один немец и говорит: «ПЕТЕР, ТЫ ПЬЁШЬ ПИВО, КАК МОЯ ЛОШАДЬ - ВОДУ!» Звали его Петром Васильевичем. Остался жив потому, что был здоровенный, и его использовали на тяжелых работах. Кто послабее, падали, тех просто стреляли.

 

27 05 2015

 

   Подведу итоги. Начал с того, что мне было более-менее понятно. Грифы и клавиатуры. При разборке пришлось некоторые перегородки сломать, чтобы извлечь оси. Потом все зачистил, сломанные перегородки вклеил из близкого по составу материала. Мне показалось, что это - береза. Просверлил отверстия под оси. В левом грифе поврежденные места вырезал острым ножом и маленькой стамеской, и так же вклеил брусочки. Все выровнял и зачистил мелкой наждачкой.

    Накладки на клавиши пришлось вырезать из пластмассы, оси - из новых велосипедных спиц. Они хромированные. Старые были ржавые и никуда не годились.

     Мех отдельная тема, - он был в очень плохом состоянии, пришлось сделать новый. Воздух держит – но, видно, что работа кустарная, а не мастеровая.

    Решетки покрашены только одной морилкой. Цвет слишком красный. Грифы покрашены. Оба полукорпуса покрыты шпоном и покрашены. Внутри тоже все привел в порядок. Покрыл прозрачным эколаком. Всё потом покрыл обычным лаком для мебели.

    С планками и голосами пришлось помучиться, я никогда этим не занимался, но в конце концов все отчистил, наклеил новую лайку и установил на место. Некоторые чуть чуть фальшивят, но пока меня устраивает. На клапанах переклеил лайку.

    Есть ошибки. Но какие мои годы, - буду учиться! Если честно, мне очень помогло осознание того, что в России есть мастерская, есть мастера, да и вообще есть люди, которые любят нашу рояльную елецкую гармошку, наши песни и обычаи. 

 

   Вот такая гармонь получилась. Главное играет, теперь осталось сделать третий голос, вот тогда я успокоюсь... на некоторое время!

 

 

 

     ...Когда у меня ещё не было гармони, я купил старенький аккордеон, разбирал дядин перебор. Стало немного получаться, но когда, наконец, зазвучала моя гармонь, и я попробовал на ней - бляха-муха! - там же клавиши близко друг к другу. Теперь вот учусь заново.

  

                                                                                                Юрий Жарких,

                                                                                 Украина, 2014-2015 гг.. »


Друзья, вы можете высказать Ваше мнение по-поводу публикаций на сайте. сказать СПАСИБО нашим авторам... Это сделать очень просто. Надо вписать своё имя (в графе "имя"), затем в большом прямоугольнике - ваш текст. Нажмите кнопку "Отправить" и Ваш отзыв через секунду появится на сайте.

Первый (верхний) прямоугольник ("сайт") заполнять необязательно.

Будем благодарны за отзывы! 

 

      C уважением, Александр Пчелинцев, автор проекта и администратор сайта

Комментарии: 8
  • #8

    Александр Пчелинцев (Понедельник, 24 Июль 2017 22:13)

    Сергей, СПАСИБО ВАМ за Ваши комментарии, за искренность! Это дорогого стоит. Если то, что выкладываю на сайте вызывает в людях положительные эмоции - значит мои труды не напрасны. Собрать и сохранить, донести до многих частицу нашей культуры, незаслуженно забытую - главная идея этого проекта.

  • #7

    Сергей (Понедельник, 24 Июль 2017 20:06)

    https://eletsroyal.jimdo.com/ Владимир Николаевич Леонов,-наткнулся...Сижу,слушаю...И плачю.У меня с детства "комплекс" такой,-брат мой(на 9 лет старше)в далеком детстве заиграет-слезы из глаз текут...Простите .ничего с собой поделать не могу.Самое интересное,он же (Леонов),из "ряда -вон-выходящее"-практически ничего не делает!!!-Но на высшем уровне КОМПИТЕНТНО...Простите.Просто мужик...Просто попала гармонь в руки...Просто заиграл...И,просто,душу рвёт...

  • #6

    Александр Пчелинцев (Воскресенье, 23 Июль 2017 09:25)

    Сергей, спасибо за сообщение. Успехов Вам на ниве реставрации. Без специального оборудования и приспособлений, конечно, тяжело и долго, но, представьте! у многих старых мастеров и в мыслях такого не было, какие сейчас появились инструменты, станки... Если есть любовь к народному инструменту - всё будет по-силам! Гармони должны жить!
    Статья выше - Юрия Жарких, замечательного человека с любовью к своей малой родине.
    Если оставите свои координаты, найдём Вам рояльную гармонь для реставрации ))

  • #5

    Сергей (Воскресенье, 23 Июль 2017 08:03)

    Доброго здравия Александр!Сергей из Иванова,прочитал с удовольствием вашу статью,завидую по-белому.Несбыточная мечта о рояльной гармошке,сейчас это дорого,за все надо платить,в том числе за удовольствие и душевное равновесие.Пересмотрел мОре материала о Матюхиных,Константин с братом еще те удальцы!Если б найти старую гармонь,то думаю смог бы отреставрировать.Есть опыт : В экспедиции 89года записали великолепного гармониста в области,в 2002-м разыскал его дочь,и полгода обхаживал её,женщина в возрасте,чтобы выклянчить гармошку.Удалось!Проконсультировавшись с мастером,Иван Каверин,я принялся за работу:удаление лака,циклевка,замена пластиковой инкрустации на перламутр,заделка трещин в деке(деревянная,не фанера),смена лайки,настройка крючковой механики,смена оковки на нержавейку,оклейка меха новым материалом,-но к сожалению лайка от времени началась лопаться:позже заказал на Шуйской фабрике.Ножом!вырезал новую решетку на правую сторону по-примеру бранного ткачества.Вообщем полная реставрация,кроме подстройки голосов,заняла все лето,с 9 до 18 часов.Душа пела.Гармонь сделана по типу нижегородской,без заёма,в 1966-67 году для одного хозяина Чехлова И. мастером Яковым Малаховым.Мягкая,отзывчивая,легкое "камерное" звучание.У приятеля из Брянска,когда взял в руки,слезы потекли.Жаль что не могу вложить фотки. После неё,почувствовал некую силу,и занялся изготовлением своей :Корпус из коричневого ореха с мельхиоровыми уголками,гриф из красного дерева,набрал мех на 20-ть борин с двухсторонней оклейкой и уголками из мельхиора,из бука заготовил планки на правые клавиши,дека на левой с крючковой механикой...Всё уперлось в пружинную проволоку и самое главное - планки.Так и лежит бедная в кладовке.
    Всем доброго здоровья и душевного тепла.Сергей Тихомолов.

  • #4

    Любавушка (Вторник, 25 Октябрь 2016 19:05)

    Прочитала с удовольствием!!!))) Чувствуется, что это не просто пересказ событий, а отражение жизни души мастера!!! Захватывает так, что переживаешь вместе с ним и неудачи и радуешься успехам!!! Молодец Юрий Жарких!!! Достойно уважения!!!

  • #3

    Александр (Воскресенье, 22 Май 2016 21:34)

    Александра! Спасибо Вам за добрые слова! Я с радостью размещу любые материалы, которые будут интересны людям! Ведь это сайт для для всех людей, интересующихся историей России, её традициями, народной музыкой, - для ВАС! Пишите! Мой почтовый адрес есть в контактах. С уважением, Ал. Пчелинцев

  • #2

    Александра Бондаренко (Воскресенье, 22 Май 2016 21:26)

    Огромная благодарность Администратору Александру Пчелинцеву! Вы помогаете открывать таланты не только в музыке, но и писательские! Юрий Жарких мой земляк, я даже и не знала о его таком таланте описывать события, родные края, праздники и все так точно, будто это вчера только было. Такие рассказы бы издать и выслать в Краеведческий музей Воронежа, ведь это вечная память ушедших лет!!!

  • #1

    Александра Бондаренко (Воскресенье, 22 Май 2016 21:03)

    Спасибо, земляк, за такие душевные и точные рассказы об ушедшей эпохе! Юрий, Вы писатель села Гремячья, Вы храните память о земляках и жизни в те времена, теперь уже, далекие. Прочитав рассказы, я все и всех вспомнила, спасибо Вам за память, жрий Жарких!