Как устроена елецкая рояльная гармонь

Каждый мастер создавал свой, неповторимый инструмент. Будь то "на заказ", как Мёдов, к которому "писались за два года", или попроще, для продажи на рынке, но последовательность изготовления была, в принципе, традиционна. Мы не будем рассматривать те случаи, когда работало несколько человек, и один мастер-краснодеревщик делал корпус, а другой занимался наклепкой голосов и сборкой. 
Мастерам требовалось разное время на изготовление инструмента. Кто-то занимался этим в свободное от основной работы время, соответственно на изготовление гармони уходило до года. Для кого-то это и было смыслом его жизни - и занятие любимым делом, которому посвящал всё своё время, и способом прокормить семью. 
Так, по словам Владимира Евсеева, мастер Самойлов рассказывал ему, что им было изготовлено 300 гармоней!

С чего же начиналась рояльная гармонь? Прежде всего с подбора древесины. Два полукорпуса рояльной ("футляр") изготавливались из выдержанной, высушенной сосны. Древесные пластины лежали в особом месте за печью, придавленные грузом и переложенные поперечными дощечками, для равномерного высыхания и предотвращения от коробления. Почему же именно сосна использовалась для изготовления корпуса? Во-первых, этого дерева всегда в достатке в центральной России. Во-вторых, сосна обладает неплохими акустическими свойствами. И в третьих. Изготовленный из сосны корпус не будет набирать влагу, коробиться.

Из множества виденных мною гармоней 20-70 годов, только однажды я обнаружил, что корпус "повело" (предположительно гармонь мастера из Ссёлок 70-х годов).

Со слов Панова Бориса Васильевича, сына известного мастера Панова ("Мёдова"), записанных Бессоновой (Петровой) Е.М., Комаричевой Ю.В. в 2006 году, Василий Васильевич Панов делал основную часть корпуса из липы (для облегчения веса), для отделки же использовал ореховый шпон.

Пластины соединяют между собой ящичным (прямой открытый шип) соединением под углом 90 градусов, склеивают столярным клеем, для прочности ставят накладки на углы в виде алюминиевых или латунных (иногда пластмассовых) уголков. Часто встречаются гармони, у которых запиленный снаружи угол проклеивается для прочности нагелем квадратного сечения. (смотри фото уголков).

Часто рамки "фанеровали" (так мастера называли покрытие шпоном), и затем покрывали морилкой. несколькими слоями лака; есть гармони, на некоторых вместо шпона наклеена бумага "под дерево". 

"Рамка". C нее начинается гармонь.
"Рамка". C нее начинается гармонь.

Деки делается из фанеры. В зависимости от замысла расположения голосовых планок (и, вероятно, квалификации мастера), расстояния между рядами отверстий различно. И, соответственно, от этого зависит длина голосовых клапанов, закрывающих отверстия.  Голосовые планки могут располагаться тремя различными способами, даже если гармонь диатоническая. Об этом будет сказано ниже, когда будем описывать изготовление планок. Дека и её борта должны входить в рамку очень плотно, без зазоров и перекосов. Фиксируется она в рамке шпильками (гвоздиками) в количестве от двух до шести на каждую рамку. Подробно об этом будет сказано, когда будет описан процесс сборки. Некоторые мастера изготавливали деку из тонкой деревянной пластины. В этом есть как свои плюсы, так и минусы. Главный минус в том, что пластина достаточно хрупка и более подвержена короблению под воздействием влажности, вследствие чего трескается. Фанера в этом отношении более долговечна и непритязательна.

Оба грифа ("ручки") - левый и правый - делались из твердых пород древесины, чаще всего это была груша или береза. Это объясняется с одной стороны, достаточной прочностью грифа, с другой - хорошей "вязкостью" пород (страховкой от технологических сколов). Также, использую твёрдую древесину, мастер страховался от выработки и ямок, которая оставалась после нескольких лет игры на инструменте между клавишами (по большей части в середине грифа и нижней его части). Вдоль всего грифа проходит тонкое отверстие для спицы, на которую крепятся клавиши. В левом грифе таких отверстий два. Просверливались они тонкой проволокой. Для устранения перекоса пользовались кондукторами с направляющим отверстием; кондуктор помещался во время сверления в пазы для клавиш. Иногда вместо сверления отверстия прорезали паз, в котором находилась спица. Наружнюю часть паза (над спицей) заклеивали кусочком древесины, затем зашлифовывали. На тыльной стороне правого грифа располагается подвижная пальцевая петля (пальцевый ремень). На очень старых гармонях еще встречается устройство, представляющее собой скобу, по которой движется сам ремень. На более новых - полозковая конструкция двух типов. 

На клавиши шла древесина березы, бука, иногда дуба. Примерно до начала 1970-х годов клавиши для удобства игры, прочности и, конечно же, для красоты! покрывались приклеенными костяными накладными пластинками. Затем их вытеснил пластик. Для накладок брали коровью цевку - трубчатую кость с ноги животного. Очищали от волокон и губчатого вещества, клали в холодную воду (чтобы не треснула в кипятке от неравномерного прогрева) и, постепенно нагревая, вываривали в растворе соды несколько часов. Материал становился белым. Иногда вываривали еще раз с небольшим количеством уксуса, для того, чтобы кость стала менее хрупкой (уксус вымывал немного кальция из кости). Теперь вываренную и просушенную кость можно было распилить на узкие пластинки и использовать для отделки клавиш. Кость очень хорошо шлифуется и даёт характерный блеск и текстуру. Но процесс её подготовки достаточно трудоёмкий. Поэтому для отделки стали использовать доступные к тому времени светлые пластмассы. 

Клавиши с пружиной, костяной накладкой, рычагом и клапаном для правой руки (в сборе)
Клавиши с пружиной, костяной накладкой, рычагом и клапаном для правой руки (в сборе)

Клавиши для правой руки мастера делали двух типов - прямоугольные и "круглой лопаточкой". Первые - гораздо шире по всей длине. Применялись на гармонях "без полутонов".  Клавиши "лопаточкой" в полтора-два раза уже прямоугольных, поэтому их можно было использовать для гармоней с полутонами, не увеличивая длину грифа, в этом случае между ними помещались прямоугольные (или такие же, лопаточкой) полутоновые клавиши с деревянными или костяными накладками (чёрными, темно-коричневыми или даже белыми). Для обычной "шестипарки" без полутонов на правом грифе размещали 16 (иногда 15) клавиш. Если гармонь была с полутонами, на примерно таком же по высоте грифе умещали 18 белых и 12 черных (полутоновых) клавиш.

Басовые и аккордовые клавиши левой руки традиционно делались по тому же принципу, с накладками крупной шестиугольной "лопаточкой". Это было удобно для игры левой рукой. Расстояния между клавишами были достаточно большие. Пружинки под клавиши навиваются при помощи простейшего приспособления их тонкой сталистой проволоки. 

Мех ("меха") "ломали" из картона при помощи линейки ("вручную") или специального приспособления.

Картонные гофры
Картонные гофры

Большинство рояльных гармоней имеют 13 борин (крайне редко - 12). Запилив четыре сгофрированных куска картона под углом, начинали "собирать меха". Меха приклеивались к обеим рамкам и ставились под пресс, под нагрузку. Ромбиками "лайки" (особый сорт мягкой, тягучей и прочной кожи, выделанной по технологии квасцово-жирового дубления из шкуры молодого ягнёнка  или козлёнка) - этот элемент называется "мышки" - скрепляли картонные углы. Клей при этом использовали костный. По словам мастеров, он должен был придавать жесткость боринам, чтобы они не коробились. "Меха" снаружи обклеивали "шпалерной" бумагой (обоями) или ситцем для придания красоты и прочности, углы укреплялись жестяными или латунными уголками (встречаются иногда гармони с алюминиевыми уголками!), радиус сопряжения которых значительно меньше, чем у баянных уголков. На ребра наклеивались полосы дерматина или лидерина. Изнутри мех не обклеивался. Некоторые старые мастера (Мельников, Мухин и другие, жившие в основном в Елецком уезде и использовавшие "елецкий" (фигурный) корпус, делали так называемый "перерамок" (как на саратовских гармонях), разбивая общее число борин на два отделения (6+6), между которыми располагалась одна общая утолщённая борина и декоративным элементом.

"Меха" окончательно высыхали, выдерживаясь под нагрузкой несколько дней. Место приклейки гофров к рамкам прятали под слой дерматина или лидерина, иногда для укрепления и красоты ставили декоративные уголки. Усманские и воронежские мастера нередко украшали свои гармони широкими декоративными уголками с орнаментными розетками.

Декоративные уголки
Декоративные уголки
Рамки и меха в сборе
Рамки и меха в сборе

Вряд ли возможно описать поэтапное изготовление инструмента "от и до", так как многие операции производятся как-бы параллельно. Например, работа с деревянными частями, изготовление грифов. Нельзя сказать, что сначала делается правый гриф, а затем - левый, или наоборот. Делаются заготовки под оба, а уж какой из них мастер решает сделать первым - зависит только от него.

Но вот мы дошли и до самого главного. 

Звучание каждой елецкой - очень индивидуально и неповторимо. И это зависит от множества конструктивных особенностей, к которым склонен мастер. Взять хотя бы планки. Мы знаем, что "Рамка с наклёпанным язычком называется планкой" (А. Мирек, Справочник по гармоникам, изд. Музыка 1968, стр. 5). То есть, планка - это сборочная единица, в которую входят рамка, язычки, заклёпки (по Миреку), и я бы ещё добавил проёмные клапаны.

Традиционно считается, что цельная планка елецкой рояльной гармони собирается из латунной или медной рамки, латунных язычков и заклёпок. На деле же существует множество инструментов, планочная рамка которых изготовлена не только из меди или латуни, но и из стали или дюралюминия, а язычки (голоса) - из голосовой стали. Естественно, такие инструменты звучат по-особенному. Гармоней с дюралюминиевыми планками (дюралюминий - сплав Al 92-94% + Cu 4,5% + Mg 0,6-1,7% + Mn 0,5-0,7% и иногда Ni 0,3 %) встречается не очень много, некоторые из них очень старые (20-30 годов), и все они (особенно гармони сложных конструкций - "восьмипарки", с полутонами) кажутся невесомыми по сравнению с  аналогичными гармонями, имеющими латунные или стальные планки.   

Проёмные клапаны, перекрывающие доступ воздуха к язычку с обратной стороны, - "лайки", - мастера клеили с особой тщательностью. Ведь правильно наклеенный клапан позволяет избежать потерь воздуха, которого и так немного в небольшом по объёму мехе (всего-то 12 борин!); повышает компрессию, а это позволяет эффективнее "управлять" приёмами игры. При повышенной влажности не очень качественные лайки вбирали избыток влаги из воздуха и затем, высыхая, начинали коробиться. Мастера пытались бороться с этим явлением. Они ставили на самые длинные лайки ("басы" в левой руке) "пружинки" из фото-киноплёнки, а все остальные надсекали по диагонали.

Количество планок и расположение резонаторов ("городушек") на правой и левой деке играет важное значение для придания инструменту силы звука и определённой тембровой окраски.

Для диатонической однорядной гармони максимальное количество планок в правой руке - четыре (максимум голосов - четыре).

Хроматическая двухрядная гармонь имеет в правой руке три планки на диатонический ряд клавиш (трёхголосая) и две планки для "чёрных" клавиш (двухголосая пентатоника).

Первые рояльные были большей частью двухголосые в правой руке. Затем установился "стандарт" на три голоса. Достаточно редки гармони, имеющие четыре голоса. 

"Голоса" правой руки (трёхголосый вариант) настраивились мастером по желанию заказчика. Вариант первый: два голоса - в унисон, третий - в октаву(выше или ниже). Второй вариант настройки: все голоса настроены через октаву (в малой, первой и второй). Качество звука зависит от расположения голосовых планок на правой деке: для извлечения более громкого и грубого звучания планки устанавливаются прямо на деке. Для звукоизвлечения более мягкого и нежного- планки ставятся на резонаторы. Варианты таковы. Первый: все три планки "лежат" на деке. Второй: две крайние - положены на деку, средняя - находится на "городушках" (резонаторе) и установлена между ними. Третий: две планки крепятся на резонаторе, который стоит на деке, и одна планка "лежит".

У каждого мастера была одна очень важная вещь - контрольная планка, по которой и производилась настройка планок нового инструмента. Подгоняли язычок по прорези рамки, чтобы просвета практически не было, затем наклёпывали подогнанный язычок. После наклёпки язычка начинали настраивать (подгонять его по высоте), сравнивая с эталоном. При этом, снимая микрослой металла шабером (практически слегка царапая его) у основания голоса - у "пяточки", мастер "понижал" тон; при точении "носочка" голоса - тон повышался. По воспоминаниям родственников мастеров, настройка голосов всегда производилась по ночам. Днём слишком много посторонних звуков, а ночью острее слух. (Об этом рассказывали сын и жена мастера Дуванова из Хлевного, родственники мастера Чеботарёва из Липецка). 

Доподлинно известно, что некоторые мастера, - в частности Василий Васильевич Панов ("Мёдов"), - после наклёпки язычков "отжигал готовую планку", помещая её на электрическую плитку или мощную лампу. Затем, после остывания, происходила "подстройка"(если требовалась), а также наклейка проёмных клапанов. Тем, кто дружит с технологиями обработки металлов, с сопроматом, эти действия не покажутся странными - происходило снятие напряжений, образующихся в металле при клёпке. Нагрев шёл до определённой температуры в течение определённого времени. Какой температуры? Какого времени? Каждый мастер подбирал это опытным путём. Что это давало? Голоса, испытывающие огромные нагрузки при работе (при вибрации), не только не ломались, но и долго сохраняли настройку.

Есть еще несколько интересных моментов, связанных с голосовыми планками. Вот расположение планок и резонаторов в ЧЕТЫРЁХГОЛОСНОЙ гармони мастера Мёдова.  

Четырёхголосная "шестипарка" Мёдова
Четырёхголосная "шестипарка" Мёдова

А басы этой же гармони уникальны - обратите внимание на количество голосов на первой "свистовой" планке. Да, басы в гармони даже не четырёх-, а пятиголосные! 

Басовые планки гармони Мёдова (фрагмент)
Басовые планки гармони Мёдова (фрагмент)

Планки крепятся на резонаторы при помощи маленьких загнутых гвоздиков и костного клея. На перегородки в резонаторах накладывался тонкий слой крахмального клейстера, чтобы обеспечить герметичность между планкой и каждой из камер. Рояльные гармони не восковали, а промазывали стыки вокруг планки костным клеем, чтобы она составляла с резонатором или городушками на деке "одно целое". Разобрать такую конструкцию непросто, клей соединяет детали намертво, при необходимости снятия резонаторов с деки портится и то, и другое. Почему же в елецкой рояльной не использовались съёмные резонаторы, как, например, в тульских кустарных гармонях? почему использовался именно костный столярный клей? Почему не применялось воскование? Мастера говорили, что чем плотнее и прочнее будут прикреплены все голосовые детали, тем сильнее будет звук. Всё, что звучит, должно быть жёстким и монолитным. C другой стороны, вряд ли мастер рассчитывал, что его инструмент - "улошная" гармонь - будет служить 50-70 лет. Это сейчас мы заглядываем внутрь и видим, что слой клея потрескался, лайки закрутились, меха протёрлись на углах... А сколько лет этому инструменту? Хорошо бы, чтобы те вещи, которые производят сегодня, служили бы такой срок, как гармони наших русских мастеров! 

А вот совсем недавно разговаривал с Борисом Васильевичем Пановым ("Мёдовым"), сыном замечательного мастера Мёдова, так он сказал, что его отец НИКОГДА не клеил и не промазывал планки по периметру столярным клеем, а герметизировал их только крахмальным клейстером и притягивал "костыликами" (загнутыми гвоздиками). "Иначе как сымать станешь? C "мясом"? " 

Вот и собраны основные узлы, подготовлены все части инструмента. Остается собрать, или, как говорили Усманские мастера "связать" гармонь (термин  из доклада Е. Петровой на конференции 2009). Для крепления клавиш на грифах используются спицы, стальные или латунные. Грифы к декам крепятся при помощи крупных шурупов. Собранные левый и правый полукорпусы присоединяются к мехам при помощи шпилек (см. выше). Три резные декоративные сетки также прикрепляются при помощи шпилек, у которых верхняя часть сформирована в колечко, а нижняя часть (чаще всего!) вкручивается в корпус при помощи резьбы. Шпильки для сеток могут быть стальные, латунные и даже медные, в то время как шпильки для полукорпусов должны выдерживать значительную нагрузку, поэтому из изготавливают исключительно из стали. 

Стальные клавишные спицы
Стальные клавишные спицы

...Данная статья трансформируется и обрастает новыми подробностями, поэтому ЭТО- не окончательный вариант. Дополнения следуют!


Устройство рояльной гармони