Елецкие рояльные гармони очень-очень разные!

Вы только подумайте, как много критериев можно использовать для классификации этого замечательного инструмента!

 

Во-первых, его назначение.

Наибольшая часть всех рояльных гармоней предназначалась для игры "на улице" - на вечёрках, посиделках, свадьбах, гуляниях. Инструменты для этого - самые лёгкие, самые простые гармони диатонического строя, - чтобы сыграть традиционные народные наигрыши, полутоны не нужны. Вес и размеры инструмента здесь тоже имеют значение. "Шестипарка" значительно легче (и, зачастую, компактнее) "семи-" и тем более "восьмипарки". 

А вот рояльные гармони более сложных конструкций - "семи-восьми-девяти-десяти-двенадцати-...парки", с полутонами, многорядные, хроматические, изготавливались для исполнения более сложной музыки, в основном со сцены. Сюда же можно отнести и рояльные баяны. Всё это была меньшая часть рояльных гармоней, они до сих пор сохранились в приличном состоянии, потому что были менее востребованы, да и играть на них было гораздо сложнее.

 

 

"Шестипарка" мастера Мельникова А.Г.
"Шестипарка" мастера Мельникова А.Г.
Рояльный баян артели "Красная гармонь" (1932-33)
Рояльный баян артели "Красная гармонь" (1932-33)

Во-вторых, с точки зрения построения звукоряда, елецкие рояльные гармони можно разделить на диатонические и хроматические. Как я упоминал выше, для традиционных наигрышей и исполнения множества несложных песенных мелодий не требовалась хроматика и гармонист пользовался так называемым "основным" звукорядом. Здесь же можно добавить, что все диатонические гармони - однорядные, а хроматические - многорядные (два и более рядов в правой клавиатуре).

Диатоническая елецкая рояльная гармонь

мастера Герасимова И.Т.

Хроматическая елецкая рояльная гармонь

мастера Котелкина Д.А.


В-третьих... Прежде , чем перейти к следующему критерию для классификации, уточним одну особенность, характерную именно для елецкой рояльной гармони. И мастера, и музыканты, говоря о гармони, определяют ее "модель" среди общего ряда рояльных гармоней, пользуясь понятием количества парных клавиш "бас-аккорд" в левой руке. "Шестипарка", "семипарка", "восьмипарка" и так далее... 

Итак, мы начинаем!

 

Гармони, имеющие один ряд голосовых клавиш в правой руке:

 

- "трёхпарка" - диатоническая гармонь, имеющая 8 голосовых клавиш (правый гриф), на левом грифе 3 баса на фронтальной стороне и 3 соответствующих им мажорных аккорда на тыльной стороне грифа. Очень старая модель, сейчас таких, наверное, уже нигде и не осталось. Одна из них сохранилась в Музее народных ремёсел  и промыслов в Ельце. 

"Трёхпарка" Фото сделано в Музее ремесел г. Ельца А.Пчелинцевым
"Трёхпарка" Фото сделано в Музее ремесел г. Ельца А.Пчелинцевым

"четырёхпарка"  - диатоническая гармонь. На правом грифе 11 голосовых клавиш, на левом грифе - 4 баса с фронтальной стороны и 4 мажорных аккорда с тыльной стороны. Очень старая модель. Фотография сделана в 2013 году в селе Архангельское Елецкого района. Гармонь эта - семейная реликвия. Гармонный мастер - Жуков. Ориентировочно - конец XIX века. Владелица гармони - Дёмина Александра Ивановна.

"Четырёхпарка" мастера Жукова. Фото сделано в селе Архангельское Елецкого района А.Пчелинцевым
"Четырёхпарка" мастера Жукова. Фото сделано в селе Архангельское Елецкого района А.Пчелинцевым

- "пятипарка"  - диатоническая гармонь, на правом грифе расположены 12 голосовых клавиш, на левом грифе -  5 басов на фронтальной стороне и 5 мажорных аккордов на тыльной стороне грифа. Очень старая модель. Такая гармонь мастера Самойлова (из села Черкассы) работы 1895 года находится в частной коллекции Владимира Евсеева.

"Пятипарка". Фото Владимира Евсеева.
"Пятипарка". Фото Владимира Евсеева.

- "шестипарка" ("старая", без дополнительной клавиши)  - диатоническая гармонь, на правом грифе 15 (16) голосовых клавиш, на левом грифе - 6 басов на фронтальной стороне и 6 аккордов (5 мажорных  и 1 - верхняя клавиша - минорный) с тыльной стороны грифа. Старая модель.

"Шестипарка" старая (начало XX века). Фото сделано в посёлке Хухлова Измалковского района А. Пчелинцевым.
"Шестипарка" старая (начало XX века). Фото сделано в посёлке Хухлова Измалковского района А. Пчелинцевым.

- "шестипарка" (новая) - диатоническая гармонь, на правом грифе  расположены 15 (16) голосовых клавиш, на левом грифе - 6 басов на фронтальной стороне  и 7 аккордов (5 мажорных  и 2 минорных, в том числе - один на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа. Самая распространённая гармонь.

"шестипарка"
"шестипарка"

- "семипарка"диатоническая гармонь, на правом грифе расположены 16 голосовых клавиш, на левом грифе - 7 басов с фронтальной стороны и  8 аккордов (6 мажорных  и 2 минорных, в том числе один - на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа.

"семипарка", на правом грифе расположены 18 клавиш
"семипарка", на правом грифе расположены 18 клавиш

- "восьмипарка"диатоническая гармонь, на правом грифе расположены 16 голосовых клавиш, на левом грифе - 8 басов с фронтальной стороны и  9 аккордов (7 мажорных  и 2 минорных, в том числе один - на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа. Такая гармонь встречается редко.

"восьмипарка" диатоническая,  фото сделано в г. Липецке А.Пчелинцевым
"восьмипарка" диатоническая, фото сделано в г. Липецке А.Пчелинцевым

 

Гармони, имеющие два ряда голосовых клавиш в правой руке

(хроматические):

 

- "шестипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе  расположены 18 диатонических (белых) и 12 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 6 басов на фронтальной стороне  и 7 аккордов (5 мажорных  и 2 минорных, в том числе - один на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа. Такие гармони изготавливались достаточно редко.

Шестипарка с полутонами(фотографии только фрагментов инструмента гармониста из Тешевки, Задонского района)
Шестипарка с полутонами(фотографии только фрагментов инструмента гармониста из Тешевки, Задонского района)

- "семипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе  расположены 18 диатонических (белых) и 12 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 7 басов на фронтальной стороне  и 8 аккордов (6 мажорных  и 2 минорных, в том числе - один на дополнительной клавише) на тыльной стороне грифа.

Семиипарка с полутонами. Мастер Шмаков Н.М. (г. Усмань). Фото А.Пчелинцева
Семиипарка с полутонами. Мастер Шмаков Н.М. (г. Усмань). Фото А.Пчелинцева

- "восьмипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе  расположены 20 диатонических (белых) и 14 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 8 басов на фронтальной стороне  и 8 аккордов (7 мажорных  и 1 минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 7 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - 6 минорных и 1 - мажорный.

"Восьмипарка" с полутонами
"Восьмипарка" с полутонами

- "девятипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе  расположены 20 диатонических (белых) и 14 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 9 басов на фронтальной стороне  и 9 аккордов (8 мажорных  и 1 минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 8 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - 7 минорных и 1 - мажорный.

"Девятипарка" с полутонами, Елецкий район. Мастер Черных Михаил Васильевич, Казацкой волости Елецкого уезда село Волчье Фото А. Пчелинцева
"Девятипарка" с полутонами, Елецкий район. Мастер Черных Михаил Васильевич, Казацкой волости Елецкого уезда село Волчье Фото А. Пчелинцева

- "десятипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе  расположены 21  диатоническая (белая) и ... пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 10 басов на фронтальной стороне  и 10 аккордов (9 мажорных  и 1 минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 9 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - ... минорных и ... - мажорный. (данные будут уточняться)

"Десятипарка" с полутонами. Мастер Долматов Пётр Семёнович.
"Десятипарка" с полутонами. Мастер Долматов Пётр Семёнович.

- "двенадцатипарка" с полутонами - хроматическая гармонь, на правом грифе  расположены 23 диатоническая (белых) и 15 пентатонических (чёрных) голосовых клавиш, на левом грифе - 12 басов на фронтальной стороне  и 12 аккордов (... мажорных  и ... минорный, расположенных на первом ряду на тыльной стороне грифа (условно - "белые") и 11 аккордов на дополнительных клавишах (условно - "чёрные") во втором ряду на тыльной стороне грифа, из них - ... минорных и ... - мажорный. (данные будут уточняться) На фотографии представлена редкая гармонь - 12-парка мастера Есьпова

"Двенадцатипарка" с полутонами. Мастер Иван Дмитриевич Есьпов.
"Двенадцатипарка" с полутонами. Мастер Иван Дмитриевич Есьпов.

 

Многорядные гармони (хроматические):

 

-  полная хроматическая - хроматическая звукоряд в правой клавиатуре (в "голосах"), хроматический звукоряд в левой клавиатуре "в басах" и три ряда аккордов (приведено по классификации Е. Петровой)

 Елецкий район. Фото А. Пчелинцева

Гармонь грязинского мастера Козлова Н.А.

 Полная хроматическая (с кофром) - достаточно редкая гармонь, всем интересно её устройство  (Фотографии гармони прислал Борис Потехин, г. Елец.) Вес гармони 7-8 кг, куплена случайно на рынке в Туле.

-  трёхрядная хроматическая - каждая из клавиатур имеет по три ряда клавиш,гармонь-баян (приведено по классификации Е. Петровой)

"Гармонь-баян".Мастера Шмаковы (г. Усмань) Фото В. Юрьева, Липецк
"Гармонь-баян".Мастера Шмаковы (г. Усмань) Фото В. Юрьева, Липецк